Какая степень свободы должна быть у беспилотника? Какова взаимосвязь экономической составляющей и технологического вектора развития отрасли? Участники Международного форума технологического развития «Технопром-2024», в том числе директор по развитию платформы «СИГМА.Дрон» Андрей Тимофеев, обсудили концепцию автономности дронов, состояние дроносферы, специализации научно-производственных центров для масштабирования рынка услуг и др.
Риск-ориентированный подход к автономности
Автономность дрона — понятие широкое и противоречивое, оно включает в себя и технологическую составляющую, и сценарии применения, и регулирование. Заместитель директора СибНИА (Сибирского научно-исследовательского института авиации им. Чаплыгина) по научной работе Дмитрий Смирнов считает, что к этой концепции необходимо применять риск-ориентированный подход и дифференцированно проводить сертификацию. Крупный проект института — разработка тяжелого транспортного беспилотного самолета с большой дальностью полета «Партизан».
«Однозначно есть сферы, где можно достичь близкой к 100% автономности — это мелкие аппараты на силовых электроустановках, которые могут самостоятельно заряжаться. Когда мы используем крупный аппарат с тепловыми двигателями, двигателями внутреннего сгорания или газотурбинными, со сложной системой управления, то неизбежно возникают такие процедуры, как заправка, осмотр, и т.д. Здесь нужны строгие регламенты, которые должны прийти из авиационной промышленности.
Риск-ориентированный подход имеет разумные границы применимости. Если мы эксплуатируем дрон для сельского хозяйства, то такая же сертификация, как для крупного аппарата, не нужна. Если говорим про технику, которая летает над людьми, риски возрастают, и тут этот подход должен применяться», — говорит он.
Массовость против уникальности
По мнению директора по развитию «СИГМА.Дрон» Андрея Тимофеева, в плане автономности экономика и технологический фронтир противоречат друг другу в следующем аспекте: растет спрос на дешевые БПЛА, но производители желают технологического превосходства. Флагманская компания платформы «Оптиплейн Аэродинамика» производит дроны для применения в горном деле, сельском хозяйстве, археологии, а также аппараты для гуманитарного разминирования.
«На автономность можно смотреть, как на задачу, которую задумал человек и которая должна выполняться без его участия. Вторая грань — это способность самостоятельно принимать решения, обладание некоторой степенью свободы. В дискуссии мы противопоставляем технологический фронтир и экономику, но противоречия неочевидные. Если мы посмотрим на экономическую рамку, технологический аспект, целевое состояние дроносферы, модель рынка, то увидим, что экономике нужны дешевые массовые дроны, которые будут выполнять очень много услуг. С точки зрения технологического фронтира речь скорее всего про технологическое превосходство, желание быть первыми. Тут и прощупывается противоречие.
Что делать с предпринимательской стороны? Сводить явление к парадоксу. С ним можно работать двумя способами. Первый — найти компромисс, то есть дать дрону определенную степень автономности с точки зрения принятия решений. Второй — изобрести нетривиальное решение, с помощью которого можно этот рынок завоевать. Если свести эти два понимания автономности, то автономность как независимость — это про технологический фронтир, а автономность как способ выполнения задачи без участия человека — это скорее про экономику», — поясняет эксперт.
Автономность как технологический фронтир
Самостоятельность беспилотника можно рассматривать только сквозь технологическую призму. Директор департамента сквозных проектов Университета Национальной технологической инициативы 2035 Илья Юнак говорит, что большую роль в автономности играет искусственный интеллект, а в плане питания энергоустановок можно рассматривать углеводородное топливо. На базе университета действует центр подготовки пилотов БПЛА, также есть проект агродрона — автономная БАС.
«Мы считаем, что основной фактор бесшовного неба с точки зрения дрона — это автономный дрон с ИИ. Автономность включает в себя время активного полета и мощность вычислителей, которые есть на борту. Время активного полета позволяет нам совершать более длительные экспедиции и решать более сложные задачи. Благодаря мощности решать задачу можно автономно прямо на борту, без связи с наземными системами, без передачи туда большого количества данных.
В плане энергетическом стоит рассматривать не только развитие электрических дронов. У нас огромная страна и большие расстояния. Экономика по большей части базируется на углеводородах, и отказываться от горючего топлива было бы нелогично. Развитие гибридных силовых установок, который позволяют увеличить маршевый ресурс, — это ниша может стать «вытягивающей», — рассказывает Юнак.
Научно-производственные центры и автономность
Гендиректор научно-производственного центра беспилотных авиационных систем Новосибирской области (НПЦ БАС), созданного летом 2024 года, Тимур Бъядовский отмечает, что центр будет реализовывать технологический стек, необходимый для обеспечения автономности и играть роль интегратора.
«Новосибирская область — это регион с высокой концентраций исследований, разработок и технологической инфраструктуры. Мы сталкиваемся с широким спектром технологического стека, необходимым для обеспечения автономности, речь идет о полезной нагрузке, и о скоростях полета, потолке техническом, диапазоне рабочих температур и т. д.
Требования стека постоянно соударяются фактически с наличием спроса от организаций. Миссией НПЦ в данном случае становится интегрирующая роль. Мы должны выступать третейской стороной — взаимодействовать с научными организациями, образовательными, и нести это в реальный сектор экономики».