Платформа по развитию БАС «СИГМА.Дрон» на базе «СИГМА.Новосибирск» стала одним из организаторов проектно-образовательного интенсива «Остров» по направлению беспилотных авиационных систем. Участники мероприятия обсудили и обменялись опытом в таких аспектах, как производство БАС, сценарии применения, проблемы регулирования и безопасности, подготовка кадров.
С «Острова» на «Архипелаг»
«Остров» — проектно-образовательный интенсив, который провели в преддверии «Архипелага-2024» по направлениям беспилотной сферы, биотехнологий и развития креативных отраслей. Мероприятия по тематике БАС проходили на площадках Новосибирского государственного университета и собрали более 400 профильных специалистов и экспертов. В течение нескольких дней участники работали по секциям «Сценарии применения БАС», «НПЦ, Резиденты НПЦ и Рынок БАС», «Кадры для отрасли БАС», состоялись хакатон беспилотных авиационных авиасистем Передовой инженерной школы НГУ и соревнования операторов FPV-дронов.
Как отметила заместитель губернатора Новосибирской области Ирина Мануйлова, целью всех площадок интенсива стало глубинное погружение в тренды развития страны. «По итогам «Острова» мы подготовим региональную команду для участия в «Архипелаге»: это более 30 человек — ученые, студенты, производственные компании и представители органов власти. Ожидаются беспрецедентные соревнования: более тысячи беспилотников поднимутся в небо над аэродромом Сахалина», — рассказала замгубернатора на пресс-конференции в информагентстве ТАСС.
Экосистема для успешной реализации сценариев применения
Эксперты «СИГМА.Дрон» с коллегами из разных отраслей в ходе мероприятия обсудили такие важные аспекты, как создание экосистемы для эффективной реализации сценарии применения беспилотников, и факторы, которые тормозят развитие сферы.
Директор платформы по развитию БАС «СИГМА.Дрон» Андрей Тимофеев провел дискуссию «Необходимые и достаточные условия для внедрения сценариев применения БАС в экономику региона». В ней участвовали представители вузов, Точек кипения, производителей БАС и компонентов для них, а также представители ФОИВов (федеральных органов исполнительной власти — прим.). Каждый участник описал свое место с точки зрения отношения к отрасли и связи с другими ее участниками. Они обсудили заинтересованность производителей в университетских стартапах, подготовке кадров для управления и использования беспилотников, обмен опытом на площадках Точек кипения, а также решение проблем обеспечения техобслуживания.
«Для обеспечения регулярного выполнение сценариев применения беспилотниками нужна соответствующая среда — экосистема. Среди компонентов экосистемы разные типы деятельностей, которые могут стать самостоятельными бизнесами — производство, техническое обслуживание, получение разрешений, страхование, обучение и т.д. Считаю, что регионам полезно понимать, что из элементов необходимой экосистемы есть на текущий момент, а чего нет, и закрывать потребности либо внутренними силами, либо в корпорациями», — резюмировал Андрей Тимофеев.
Сложности с сертификацией и доступом к гражданскому госзаказу
Генеральный директор компании «Оптиплейн Аэродинамика», которая входит в «СИГМА.Дрон», Дмитрий Шестаков обратил внимание на сложности, из-за которых пока невозможен взрывной рост рынка. Первая — это трудности с сертификацией, которая может стоить в десятки раз дороже самого аппарата и длится до двух лет.
«Легкие беспилотники до 30 кг часто оказываются экономически неэффективными, если речь идет, например, о сельском хозяйстве. Но в среднем и тяжелом классе к машинам требования как к малой авиации — как по кадрам, так и по технической составляющей. Большая трудность — это сертификация. Она длится в районе двух лет, и по итогу может стоить в 40 раз больше сертифицируемого БПЛА. Пока это остается крупной проблемой для зарождающегося рынка, который должен вырасти к 2030 году в пять раз, с 6 тыс. до 32 тыс. выпускаемых машин», — отметил Шестаков.
Второе препятствие — фактическое отсутствие доступа небольших компаний к гражданскому госзаказу. Сейчас им занимаются только несколько крупных игроков рынка.
«Сейчас рынок — это , по сути, это гражданский госзаказ. Министерства переходят на беспилотники, но купить они могут только то, что находит в реестре Минпромторга РФ. Те, кого в реестре нет, в этом госзаказе не участвуют, а чтобы попасть в список нужны месяцы», — пояснил эксперт.
Фото: пресс-служба Новосибирского государственного технического университета (НГТУ НЭТИ).