11 июля, 2024

«СИГМА.Дрон»: подходы к построению экосистемы в отрасли беспилотных авиационных систем

Платформа по развитию беспилотных авиационных систем «СИГМА.Дрон» создана на базе стартап-студии «СИГМА.Новосибирск». Она объединяет бизнесы в различных сегментах рынка — от разработки БПЛА до контрактного производства. Директор по развитию «СИГМА.Дрон» Андрей Тимофеев рассказывает об ее идеологии и подходах к построению экосистемы БАС.

«СИГМА.Дрон» — платформа по развитию беспилотных систем на базе стартап-студии «СИГМА.Новосибирск», которая входит в Фонд инфраструктурных и образовательных программ. Ее составляют «Оптиплейн Беспилотные Системы» — разработчик технологий, «Оптиплейн Аэродинамика» — поставщик решений на базе БАС, «КоптерТехнолоджи» — разработчик ударозащищенного дрона для инспекций внутри инфраструктурных объектов, группа сервисов «Аэротех» по оказанию услуг с применением БАС, «БПЛА Производство» — контрактное производство беспилотников на площадке в Новосибирске. Число участников — не конечное. О флагманском проекте «Оптиплейн Аэродинамика» можно почитать на VC.

Подходы технологического предпринимательства для работы платформы

Компании «СИГМА.Дрон» объединены с точки зрения промышленной индустриальной кооперации в рамках построения экосистемы. Архитектура платформы устроена так, чтобы элементы развивались в рамках единой логики, но по итогу стали самостоятельными бизнесами.

«Мы строим группу компаний, разные бизнесы в разных точках технологического передела зарождающейся отрасли, чтобы часть стартапов потом продать. Главный смысл — создание специализированных бизнесов с точки зрения индустриальной логики и экономической целесообразности использования беспилотников в различных отраслях применения», — рассказывает Андрей Тимофеев.

Для отрасли БАС есть целый набор видов деятельности, и в теории они могут стать самостоятельными бизнесами, на которых можно зарабатывать с точки зрения технологического предпринимателя. Зачастую внутри одной компании всю эту деятельность собрать эффективно не получится — структура будет слишком громоздкой, неповоротливой и дорогой. Тем не менее, на рынке есть компании, которые концентрируют все работы внутри себя. Есть и другие игроки, которые кооперируются, чтобы сократить непрофильные издержки, тем самым в перспективе такие компании могут предложить более низкую цену на свои решения и активнее занимать рынок.

Экосистема БАС: растущая сумма частей для глобального целого

Под экосистемой мы понимаем образ отрасли, которая включает в себя полные цепочки производства, поставок, применения аппаратов и интерпретации данных, перспективных инженерных разработок, подготовки кадров и т.д. Если задать вопрос, как выглядит экосистема БАС, то ответы представителей государственных органов власти, предпринимателей и инженеров будут разными. Важная задача для тех, кто задействован в отрасли — смотреть на возможности как можно шире, чтобы понимать процессы, которые в ней происходят, и использовать аналитику для развития и создания своих бизнесов, а также улучшения и оптимизации сценариев применения.

По словам Андрея Тимофеева, экосистема состоит из взаимосвязанных слоев, и не всегда их связь очевидна. Если углубляться, там будут компании, которые относятся к отрасли БАС непосредственно и не напрямую. Беспилотная система не существует отдельно от среды применения.

«Я считаю, что нельзя относиться к БАС как сугубо к техническому комплексу, который выполняет определенные задачи — внесение веществ в почву, аэрофотосъемку, дистанционное зондирование земли или доставку грузов. В рамках сценария применения вокруг нее в продукте, оказываемой услуги так же рядом стоит программное обеспечение, обработка, сертификация, обучение, интеграция, техобслуживание и т.д.», — поясняет руководитель «Сигма.Дрон».

Создание экосистемы через бизнес-процессы сценариев применения БАС

В различных отраслях реального сектора есть бизнес-процессы, оптимизировать которые можно с помощью БПЛА. Коммуникативный подход платформы «СИГМА.Дрон» — проанализировать бизнес-процесс, сделать расчеты и обратиться к потенциальному пользователю с предложением оптимизировать этот процесс и снизить его себестоимость в разы или на порядок.

«Начинает формироваться понимание того, где беспилотники экономически осмысленно использовать с точки зрения конечного продукта. Есть карта индустрии — она показывает, куда встраивается этот конечный продукт. Мы разбираемся, какие бизнесы могут стать нашими клиентами, какие бизнесы нам нужны, чтобы обеспечить нам низкую себестоимость, и мы можем верхнеуровнево показать, к какому результату это приведет. Мы это знание формируем и относительно практически всех ключевых игроков индустрии, и себя, конечно. Это знание, например, позволило нам выяснить, что до 2023 года как такового рынка беспилотников не было — были крупные заказы у лидеров отрасли с лидерами нефтегазовой промышленности и администрациями городов, и так выглядел рынок на 80%», — объясняет эксперт.

Платформа выбирает те технологии, которые позволят эффективно технически выполнить задачу и удешевить процесс заказчика. И здесь снова работает подход технологического предпринимательства: если на рынке нужного решения нет, то надо создать такой бизнес и внедрить в отрасль.

«Экосистема — это не только производство и эксплуатация беспилотников, это огромный спектр компаний из тех отраслей, которые уже существуют и тех новых, которые заходят и меняют систему разделения труда на ту, в которой есть беспилотники. Туда будут стучаться и кадры, и решаться вопросы техобслуживания, связи, интеграции в воздушное пространство. Экосистему выстраивают руководители компаний, предприниматели и те, кому не все равно. Как показывает практика, только те, кто готов рисковать, ошибаться и пытаться выразить свое честное мнение создают новое. Именно они, формируя замысел, строя все планы и находя средства и инструменты идут общаться со всеми остальными», — резюмирует Андрей Тимофеев.

Этот сайт использует куки для улучшения производительности сайта. Для получения дополнительной информации, пожалуйста, обратитесь к нашей Политике конфиденциальности.

Я согласен