
К 2030 году число обучающихся по специальностям, связанным с беспилотной отраслью, должно достичь 1,2 млн человек — это одна четверть от общего числа студентов, которые сейчас учатся в России. Программы охватывают аудиторию от школьников до опытных специалистов, которым нужна переподготовка. Государство готово выделить на образовательные цели для БПЛА-отрасли 17 млрд рублей. Рассказываем, как развивается это направление.
Кому идти учиться (всем)
В подготовке новых кадров прослеживается экосистемный подход. Внимание школьников к беспилотникам привлекают по всей стране. На портале госзакупок можно проследить, что учебные аппараты заказывают школы даже в самых небольших муниципальных образованиях. В прошлом году вышел первый учебник по труду «Беспилотные летательные аппараты» по технологиям БПЛА для 8–9 классов.
Самое увлекательное для детей — это гонки дронов. Возраст участия снизили до 7 лет: с 2026 года будет проводиться Всероссийский чемпионат пилотирования дронов для детей в возрасте от 7 лет «Пилоты будущего».
Высшие учебные заведения, такие как Московский авиационный институт, Томский государственный университет и Университет ИТМО, предлагают программы по полноценной и дополнительной подготовке специалистов по проектированию и разработке БПЛА. Средние учебные заведения запустили специальность «Эксплуатация беспилотных авиационных систем».
Наконец, есть программы по повышению квалификации для инженеров и пилотов. Как правило, они короткие, и могут занимать время от нескольких часов до нескольких дней. Например, компания «Оптиплейн Аэродинамика» проводит инструктаж операторов всего за пять дней.
Новосибирск — один из крупных центров подготовки профильных специалистов. На новые специальности (как высшее/среднее образование, так и переподготовку) можно пойти учиться в Новосибирский государственный технический университет, Сибирский центр беспилотной авиации, Новосибирский авиационный технический колледж имени Галущака, центр «Кванториум».
От инженера до продакт-менеджера — спектр специальностей
Есть два города: как определить, какой из них богаче? Ответ: тот, в котором больше профессий. Так развивается беспилотная отрасль — с ростом ее экономического веса появляется все больше специальностей. Расскажем о них тезисно.
Инженерия и разработка. Инженер-конструктор разрабатывает аэродинамику и системы управления и проектирует новые модели дронов. Инженер-электронщик создает и обслуживает системы электроники, навигации и управления БПЛА. Инженер по автоматизации разрабатывает и интегрирует системы автоматического управления и контроля для беспилотников. Разработчик программного обеспечения создает новое ПО и улучшает существующее.
Эксплуатация и обслуживание. Оператор БПЛА управляет беспилотниками, проводит предполетную подготовку и эксплуатацию систем. Специалист по обслуживанию и ремонту проводит техническое обслуживание и ремонт БАС и их компонентов. Специалист по испытаниям и сертификации создает программы испытаний и проверяет новые устройства на соответствие нормам.
Цифровое направление. Специалист по обработке данных собирает и обрабатывает пространственные и данные с аэрофотоснимков и другого оборудования, полученные с помощью беспилотников. Специалист по искусственному интеллекту разрабатывает и внедряет технологии ИИ для улучшения работы беспилотников. Специалист по кибербезопасности обеспечивает защиту беспилотных систем от кибератак. Проектировщик интерфейсов создает удобные и интуитивно понятные интерфейсы для управления БАС.
Сопутствующие специальности. Юрист в сфере БПЛА обеспечивает правовое сопровождение использования беспилотников. Менеджер по логистике доставок управляет процессами доставки с помощью беспилотных аппаратов. Продакт-менеджер определяет, какие продукты и услуги востребованы рынком.
Необходимость новых кадров
Государству нужны новые специалисты, и оно готово потратить на их подготовку 17,5 млрд рублей до 2030 года в рамках федерального проекта «Кадры для беспилотных авиационных систем» (входит в нацпроект «Беспилотные авиационные системы»). Правда, это на 30% меньше чем было запланировано ранее (25,7 млрд рублей).

На что частично направят средства, в млрд рублей: соревнования и популяризация — 4,3, подготовка педагогов — 1,8, создание информационно-аналитической системы Университета 2035 — 0,4, проектирование и актуализация квалифицированных требований мирового уровня в сфере разработки и производства — 0,25.
Ожидается, что число обучающихся по программам дополнительного и среднего профессионального образования к 2030 году составит 1,2 млн человек. Пока что, по данным Минобрнауки РФ и Центра компетенций по беспилотным авиационным системам Университета 2035, подготовку прошли 7 тыс. человек.